Как выбрать спальный мешок .
Спальный мешок (спальник) - неотъемлемая и важная часть туристического снаряжения, он так же, как и рюкзак, контактирует с вашим телом, потому к его выбору нужно отнестись очень ответственно. Хорошо подобранный спальник обеспечит комфортный отдых и восстановление сил в экстремальных условиях, к которым относятся туристические походы, спортивные экспедиции и даже просто выезды из дома с ночевкой в полевых условиях.
Как правильно выбрать спальный мешок (спальник)?
Выбирая спальник, в первую очередь, необходимо учесть условия, в которых он будет эксплуатироваться. Универсальных спальников не существует! Если взять самый теплый, то он будет недешевым и не легким, а летом в нем будет слишком жарко. Если взять самый легкий, то он будет холодным. Поэтому спальник подбирают в зависимости от предполагаемых условий его эксплуатации.
Одним из основных критериев выбора спального мешка является его предназначение: экстремальный спальник, спальник для походов и путешествий, спальный мешок для кемпинга.
Качественный спальник отличает:
- отсутствие "холодных", т.е. простеганных насквозь, швов;
- усиленная лента, предотвращающая попадание ткани в молнию;
- затягивающийся шнур с фиксацией на капюшоне спальника;
- специальная петля для просушки спального мешка;
- качественные и прямые строчки без видимых технологических дефектов на ткани;
- качественная фурнитура.
Для летних туристических походов подойдут менее теплые (от +5°С до +25°С) и облегченные спальники, а для летних горных походов, межсезонья и зимы - более объемные и тяжелые, но зато и более теплые (от +10°С до -35°С) модели. Тем, кто ходит в туристические походы круглый год, лучше иметь два вида спальников - на лето и на межсезонье-зиму.
Основные типы конструкции спальных мешков:
- спальник-одеяло,
- спальник-одеяло с подголовником,
- спальник-кокон.
Спальник-одеяло - спальный мешок прямоугольной формы. Эта форма наиболее комфортна и привычна, т. к. напоминает обыкновенное одеяло. Длинная молния позволяет расстегнуть его и использовать как одеяло. Спальный мешок этого типа может быть с подголовником. Подголовник можно собрать вокруг головы в виде капюшона. Два спальника при наличии разъемных молний можно соединить в один большой (в "систему"). Спальник-одеяло обычно предназначен для несложных походов и подходит тем, кто не озадачивается объемом переносимых вещей. Недостаток конструкции "одеяло" - больший вес в сравнении со спальником "кокон".
Кокон - представляет собой спальный мешок по фигуре человека (сужается в нижней части). Помните, как Шурик в "Кавказской пленнице" надевал спальник и упал в реку? Он плавал именно в "коконе". Турист в "коконе" напоминает по виду мумию - отсюда второе название этого вида спальных мешков. Некоторые спальники имеют расширение в районе коленей, что существенно увеличивает их комфортность. Коконы имеют довольно сложную конструкцию, что не может не сказываться на цене, и их бывает труднее состегнуть в спарку. Помимо экономии места в рюкзаке кокон обеспечивает более плотное облегание тела, поэтому его хорошо использовать в более прохладных условиях похода. Как правило, кокон снабжен капюшоном и донышком, может иметь утепленный воротник вокруг плеч и утеплительный клапан по всей длине молнии. Модель кокона "эгоист" снабжена с одной (центральной или боковой) стороны неразъемной молнией. Разъемная же молния позволяет соединить два спальника данного типа в один двуспальный (для этого потребуются левый и правый). Спальник в форме кокона считается наиболее комфортной моделью.
Вес спального мешка во многом зависит от материалов, из которых изготовлен спальник. Простые недорогие спальники обычно весят от 1,5 до 2 кг, продуманные эргономичные спальные мешки средней ценовой категории - от 1 до 1,5 кг. Недобросовестные производители иногда сознательно занижают массу спальника, используют более слабые нитки и фурнитуру - экономят на качестве в пользу уменьшения веса.
Температурный диапазон
Спальные мешки изготавливаются с расчетом на определенные температурные условия (по сезону):
- летние, рассчитанные на достаточно высокие ночные температуры,
межсезонные, когда комфортные температуры опускаются ниже 0°С,
- зимние, обеспечивающие сон при отрицательных температурах. В самых теплых можно спать при температуре до –50°С.
Все спальные мешки (за исключением самых дешевых) имеют маркировку, указывающую верхний и нижний пределы комфортной температуры, а также экстремальную температуру, при которой спальник теряет свои тепловые свойства:
t° Maximum - максимальная температура, при которой можно комфортно спать без повышения потоотделения и ощущения избыточного тепла (это довольно относительное значение, потому что при высокой температуре можно открыть спальник).
t° Comfort - минимальная температура окружающего воздуха, при котором спальник обеспечивает 8 часов комфортного и непрерывного сна. То есть, это та минимальная температура, при которой спальник идеально выполняет свою функцию.
t° Extreme - экстремальная температура - минимальная температура окружающей среды или воздуха в палатке, при которой спальный мешок обеспечит 6-8 часов некомфортного сна без большого риска гипотермии (переохлаждения).
Как правило, эти значения указываются в расчете на среднего человека, который спит голый или в термобелье на коврике. Эти температуры определяются тестированием на людях профессионально использующих спальные мешки (военные, инструкторы альпинизма и т. д.).
Однако, комфортная и экстремальная температуры зависят от многих факторов: влажности, влагопроницаемости материала, воздухообмена в окружающем пространстве. А также от формы тела и его положения во время сна, тонуса мышц во сне, и индивидуального температурного восприятия. Кто-то мерзнет при +15°С, а кто-то чувствует себя комфортно в легкой одежде даже при 0°С. К тому же, мужчины выделяют тепла больше, чем женщины, поэтому, для женщин нужны более теплые спальники: температурный минимум для женщины на 5°С выше, чем для мужчины.
Вот и получается, что этот критерий, хоть и важный, при покупке спальника оценить должным образом не получится. Значения температур стоит принимать во внимание, но лишь как ориентир.